1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе

Padma

Примеры из жизни, подкрепленные результатами различных научных исследований, показывают, что многие наши представления о еде, здоровье и болезнях в долгосрочной перспективе оказываются не верны. Например, «тщательный контроль за приемом любых питательных веществ, таких как углеводы, жиры, холестерин или полиненасыщенных жирных кислот омега-3, не приведет к улучшению здоровья в долгосрочной перспективе, а витамины и пищевые добавки не дадут вам долговременной защиты от заболеваний.» (К.Кэмпбелл) Раньше люди ориентировались на природные свойства продуктов, современный человек уже раскладывает свою пищу на химические составляющие. Туда-сюда кочуют некие нормы потребления белков, жиров, углеводов, тех же омега-3 и пр-пр. Но интересно, что разные источники указывают и разные цифры. Откуда же берутся подобные рекомендации и каким из них следовать?

Вот уже почти два столетия предметом споров среди поклонников различных «теорий» и «систем» питания является белок - «самый важный элемент для человеческого организма». Как химическое вещество он был открыт голландским учёным Герхардом Мульдером в 1839 году. Немецкий физиолог Карл Фойт (1831–1908), который тоже внёс свой вклад в разработку тех самых «норм сбалансированного питания», утверждал, что человеку необходимо около 49 г белка в день. Однако, затем он остановился на более высоких цифрах. То, что сейчас принимают за некие нормы - «это всего лишь среднестатистические данные о привычном рационе питания населения Германии в середине прошлого [19 -го] века, принятые тогда по предложению немецких учёных за норму. Каких-либо серьёзных исследований по этому вопросу не проводилось. Миф о «научно обоснованных» и тем паче «физиологических» нормах — это не более чем широкое распространённое убеждение, поддерживаемое сторонниками теории сбалансированного питания.» (Г.Шаталова)

Современные учёные то уменьшают эти «нормы», то увеличивают. А что делать нам? Следуя подобным рекомендациям, люди потребляют огромное количество белка, не говоря уже о «специальных высокобелковых диетах». Многие считают синонимами слова «мясо» и «белок», верят «неопровержимым фактам», взятым из средств массовой информации. Написано много книг, поддерживающих миф о том, что питание мясными продуктами жизненно необходимо человеку; что замена животного белка на растительный не полноценна, потому что растительный белок имеет «плохое качество», а из-за этого может развиться нехватка незаменимых аминокислот и т. д. и т. п. Практически вся подобная «литература» финансируется всё теми же крупными корпорациями, не желающими терять свои доходы. Многие факты, которые в ней описываются, искажены либо не имеют под собой никаких оснований. Не редки и откровенные провокации. Научные исследования, которые проводятся в различных странах мира, постоянно развенчивают этот миф. Но люди всё равно продолжают следовать по сомнительному пути, в конце концов заходят в тупик, а потом не знают, как и с чьей помощью из него выбраться.

Сторонники всевозможных теорий утверждают, что для человека жизненно важными являются так называемые незаменимые аминокислоты, которые присутствуют в белках. Якобы наш организм не может синтезировать их самостоятельно, поэтому их лучше всего брать из продуктов животного происхождения. Этот миф тоже давным-давно развенчан. Исследования выдающегося физиолога И.М.Сеченова, доктора технических наук М.И.Волского, а также других учёных, в т.ч. зарубежных, наглядно говорят о том, что живые организмы могут преобразовывать белки...из азота воздуха. Подобные механизмы существуют и у растений, об этом хорошо известно многим современным садоводам и огородникам. И.М. Сеченов «обращал внимание на содержание азота в артериальной и венозной крови. По его данным в ар­териальной крови, обогащенной газами атмосферы, азо­та содержится заметно больше, чем в венозной, про­шедшей через ткани тела. Отсюда можно сделать вывод, что атмосферный газообразный азот утилизируется ор­ганизмом. Исследования И. М. Сеченова с успехом продолжил М. И. Волский, обративший внимание на два пути преоб­разования газообразного азота в белки человеческого тела: во-первых, с помощью бактерий, находящихся в верхних дыхательных путях человека, а также в толстом кишечнике, и во-вторых, с помощью механизма усвоения азота воздуха как живым веществом, так и клетками живого организма (в частности, ферментными элемен­тами крови). По расчетам М. И. Волского, если в артери­альной крови на 100 объемов содержится 1,6% азота, а в венозной 1,34%, то можно полагать, что за сутки человеческий организм в процессе дыхания через кровь может взять не менее 14,5 л или 18 г азота. А такого его количества достаточно для выработки в организме 112 г белка.» (Г.Шаталова. «Целебное питание»).

Более того, человеческий организм может повторно использовать отработанные белки! В СССР исследования в области белкового обмена проводил И.П.Разенков, ученик И.Павлова. Однако, его открытия также были преданы забвению, а его самого лишили всех должностей и званий. О Разенкове не забыли только благодаря его собственным ученикам. «Итак, перед вами главные положения великого, не побоюсь этого слова, открытия, которое не попало в медицинские учебники и осталось неизвестным для многих поколений врачей и исследователей.

1. Что бы ни съел человек – кашу, овощи или мясо, – в двенадцатиперстной кишке (сразу после выхода из желудка) соотношение «белки/углеводы» всегда одинаково. Это обеспечивает стандартный состав кишечного содержимого, предсказуемые параметры поступлений из кишечника в кровь, а значит – постоянство внутренней среды организма.
2. Несколько раз в сутки в полость желудка через оплетающие его кровеносные сосуды «пропотевает» белковый бульон, состоящий из белковых отходов жизнедеятельности. Благодаря этому «сбросу шлаков» очищается кровь, разгружаются почки и печень, исчезает почва для избытка веса и болезней.
3. Попав в желудок, «обломки» отработанных белковых молекул перевариваются до уровня аминокислот, всасываются из кишечника в кровь и служат идеальным материалом для построения новых клеток, гормонов и ферментов. По данным И.П.Разенкова, таким способом человек, не съевший за день ни кусочка мяса или рыбы, получает количество белка, равноценное 600 граммам сырой говядины!

Вот как мудро все устроено! Самый ценный в природе материал, белок, используется многократно, в замкнутом цикле, практически без потерь. Вот на каком механизме живут в Индии и других «вегетарианских» странах, где даже нет молочного животноводства!

Но сброс в желудок и повторное использование собственного шлакового белка возможны только тогда, когда человек получил углеводы (кашу, картошку, хлеб, макароны, овощи) без белка. Если же мы отправили в рот картошку с мясом, рис с рыбой или бутерброды с колбасой, то «норма» соотношения белки/углеводы уже присутствует и добавить к содержимому желудка шлаковый белок из крови невозможно. Поэтому очищение крови не происходит. Вот в чем целительный смысл постов и голодания!» ( М.Е. Мейлицева. «Вся правда о мясе»).

Научно доказано, что наш организм, являющийся сложной биосистемой, способен генерировать жизненно важные аминокислоты не только в прямом смысле из воздуха, но также из собственных отработанных белков, а ещё - из набора растительных белков. Но всё это происходит только в том случае, если наш рацион питания составлен грамотно, а наш образ жизни во всём ему помогает!

Не обязательно употреблять растительные белки в повышенном количестве и составлять свой рацион, исходя из химического состава продуктов. Учёные и врачи из США, Германии, Великобритании и других стран постоянно подтверждают, что при оптимальном сочетании растительных белков даже детский организм растёт, развивается и остаётся здоровым, если в рационе отсутствуют продукты животного происхождения, в т.ч. молоко. «Несмотря на то что в растительных белках «низкого качества» могут отсутствовать одна или несколько необходимых аминокислот, в целом группа этих белков в действительности содержит их все. Существует большое количество исследований, убедительно доказывающих, что «низкокачественные» растительные белки, которые обеспечивают медленный, но устойчивый синтез новых белков, наиболее здоровые. Тише едешь — дальше будешь.» («Китайское исследование»).

О существовании подобных исследований умалчивается, когда кому-то нужно «протолкнуть» свою теорию о «пользе животного белка». Позиция доктора Кэмпбелла тоже долго не находила поддержку и в годы его деятельности в составе различных комиссий, и в то время, когда он проводил свои научные исследования. Результаты этих исследований оказались очень интересными. Было обнаружено, что уменьшение потребления белка значительно снижает вероятность образования раковых опухолей. Опыты показали, что при питании, содержащем 5% белка, развитие болезни тормозится. Очаги заболевания не развивались, пока доля белка в пищевом рационе не достигла 10%, и значительно увеличивались, если она превышала 10%. «Это значит, что если в прошлом мы подверглись воздействию канцерогена, который вызвал инициацию рака, а затем развитие болезни остановилось, то она может снова активизироваться из-за неправильного питания некоторое время спустя.» Эти исследования показали, что развитие рака можно регулировать.

Доктор Кэмпбелл вместе со своей группой проводил эксперименты только с одним видом животных белков. Те же самые результаты показывали и опыты, которые повторяли приглашённые специалисты. «Во всех вышеописанных экспериментах мы использовали казеин, из которого на 87% состоит белок коровьего молока. Поэтому следующим логичным вопросом было то, окажет ли растительный белок, при повторении тех же опытов, аналогичное влияние на развитие рака, как и казеин. Ответ был ошеломляющим: НЕТ. При проведении тех же экспериментов растительный белок не способствовал развитию рака даже при приеме в пищу в большом количестве».

Каждый из нас имеет право делать свои выводы из прочитанного и услышанного: кто-то обратит внимание только на первую часть данной цитаты, а кто-то сосредоточится на строках о растительном белке. Постулаты о происхождении и развитии болезней встречаются во многих древних текстах, в т.ч. аюрведических. Их можно коротко сформулировать так: причины болезней различны; иногда человеку не удаётся излечиться полностью, но вполне по силам сделать так, чтобы болезнь никогда его больше не беспокоила.

Естественно, доктор Кэмпбелл говорит и о том, что «абсолютные доказательства в науке практически не достижимы». Однако, результаты подобных исследований впечатляют. Кроме того, подобная работа заслуживает уважения ещё и за то, что она длилась не один год и была проведена, несмотря на различные препятствия. На эти исследования обратили внимание и другие учёные, занимающиеся вопросами воздействия питания на различные заболевания. Более 30 лет понадобилось Колину Кэмпбеллу, чтобы приблизиться к пониманию многих постулатов о влиянии пищи на здоровье человека и на основании этого поменять собственный образ жизни и рацион питания. Он не только проводил исследования, включая поездки в разные регионы мира, но также руководил масштабным проектом по изучению образа жизни и питания в сельских районах Китая и Тайваня, знакомился с результатами исследований других учёных. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Китайское исследование». Доктор Хироми Шинья, который не выписал ни одного свидетельства о смерти, хотя ему пришлось иметь дело и с онкологическими заболеваниями, в своих книгах тоже говорит о связи питания и здоровья: «Злоупотребляя даже самой лучшей пищей, мы, по сути, превращаем ее в яд. И в первую очередь это касается животных белков. Когда мы едим слишком много животных белков, наш желудочно-кишечный тракт просто не в состоянии усвоить их полностью, и тогда они разлагаются в кишечнике, выделяя огромное количество токсинов.» («Волшебные энзимы, или Книга о вреде «здорового питания»).

Пересказывать подобные исследования и книги нет смысла, потому что выводы каждый из нас должен сделать самостоятельно. Точно так же каждый человек должен сам для себя решить: какому пути следовать, каким воздухом дышать и чем питаться, чтобы быть здоровым и жить долго и счастливо.

22.03.2014